Архитектурная жемчужина Дзержинска

В каждом городе есть здания, без которых трудно представить его облик. Дворец Культуры Химиков — место знакомое всем Дзержинцам. В любую погоду, зимой и летом, осенью и весной спешат сюда взрослые и дети на занятия в творческие коллективы, с удовольствием посещают юные зрители и их родители театрализованные представления, музыкальные программы. В прекрасных залах проводятся торжественные церемонии бракосочетания молодых пар и вручения аттестатов выпускникам школ. Торжественные собрания, творческие встречи, новогодние праздники, танцевальные вечера, конкурсы, фестивали… В ДКХ, хоть раз в жизни, был каждый горожанин.

Всех посетителей вначале завораживают действо, музыка, праздничная атмосфера, но это первые яркие впечатления.

Мы же приглашаем Вас еще раз пройтись по Дворцу Культуры Химиков, чтобы полюбить его не только как Дворец хорошего настроения, но и, внимательно присмотревшись, открыть для себя его уникальную архитектуру. И тогда каждый его уголок станет для Вас ценным и неповторимым, потому что Дворец Культуры Химиков — архитектурная жемчужина Дзержинска.

В каждом городе есть здания, без которых трудно представить его облик. Дворец Культуры Химиков — место знакомое всем Дзержинцам. В любую погоду, зимой и летом, осенью и весной спешат сюда взрослые и дети на занятия в творческие коллективы, с удовольствием посещают юные зрители и их родители театрализованные представления, музыкальные программы. В прекрасных залах проводятся торжественные церемонии бракосочетания молодых пар и вручения аттестатов выпускникам школ. Торжественные собрания, творческие встречи, новогодние праздники, танцевальные вечера, конкурсы, фестивали… В ДКХ, хоть раз в жизни, был каждый горожанин.

Всех посетителей вначале завораживают действо, музыка, праздничная атмосфера, но это первые яркие впечатления.

Мы же приглашаем Вас еще раз пройтись по Дворцу Культуры Химиков, чтобы полюбить его не только как Дворец хорошего настроения, но и, внимательно присмотревшись, открыть для себя его уникальную архитектуру. И тогда каждый его уголок станет для Вас ценным и неповторимым, потому что Дворец Культуры Химиков — архитектурная жемчужина Дзержинска.

Страницы истории Дворца Культуры Химиков.

Площадь Дзержинского. 1954 г.

Невозможно вообразить, что полвека тому назад на месте Дворца возвышался огромный песчаный холм, за которым виднелись одни только пески, и это был край города. На месте круглого скверика, усаженного елями, стояло двухэтажное пожарное депо, а напротив возвышались ворота в городской парк культуры и отдыха. У молодежи, которая любила гулять в этих местах, была поговорка: «Пройтись от арки до пожарки».

“Архитектура предрешает судьбу города. ” Из пункта 92 Афинской хартии.

И вот в далеком 1938 году советское правительство выделило молодому городу Дзержинску 6 миллионов рублей на строительство крупного учреждения культуры, которое должно было стать центром научно-технического прогресса и научного творчества.

Но время спутало планы, прошло еще 20 лет, прежде чем на песчаном пустыре выросло это красивое здание.

Главный архитектор города Дзержинска Алексей Федорович Кусакин мечтал построить на этом месте новый театр, и в 1951 году уже был создан его макет.

Решающие заслуги в создании именно Дворца культуры, от зарождения его идеи до завершения строительства, принадлежат первому секретарю горкома КПСС Устину Петровичу Шевлякову и председателю горисполкома Анатолию Александровичу Смирнову. Стройка такого типа здания, такого объема и размаха, с такой отделкой велась в Дзержинске впервые.

 

Эскизный проект Дворца культуры архитектора В. Емельянова.

Специальный проект заказывать не стали. За основу был взят проект Нижнетагильского Дворца Культуры Металлургов, построенного в 1952 г. Автором проекта был заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Государственной премии Владимир Емельянов. Современники и сегодня отдают дань таланту свердловского архитектора В. Емельянова за уникальность его проекта, который продолжает удивлять и восхищать.

“Великая архитектура — это величайшее свидетельство человеческого величия. ” Ф. Райт

Дворец Культуры Химиков. Город Дзержинск, 1959г. и Дворец Культуры нижнетагильского металлургическогокомбината. 1952г.

Казалось бы, ДК металлургов и ДК химиков — очень похожие дворцы, построенные в одно десятилетие, но близнецами их назвать нельзя, так как наш Дворец строился уже после выхода постановления Правительства об излишествах в архитектуре, поэтому внешний облик нашего Дворца лишен помпезности и более строг. В те годы в главу архитектурных ансамблей ставились здания советской власти, партийные, административные учреждения. Дзержинск один из немногих городов, где во главе архитектурного ансамбля центральной части города стало учреждение культуры. Дворец стал основой композиции, доминантой и главным градообразующим центром. Осуществился принцип, высказанный А.М. Горьким, о том, что “главными в городах должны быть не какие-то административные здания, а здания культуры”. В то время это было очень смелое решение.

 

Застройщиком Дворца выступал «Заводстрой» (директор Ю.А. Коганович). В книге летописи города, в разделе «Учреждение культуры» сделана запись № 14, которая гласит: «Дворец культуры (химиков) заложен 22 августа 1955 года на проспекте Ленина, бывшем проспекте Свердлова». Началось строительство Дворца под руководством главного архитектора Дзержинска Алексея Федоровича Кусакина, а после того, как он был направлен в город Горький, в июне 1958 года на должность главного архитектора был назначен Вадим Васильевич Воронков.

«Архитектура — это главная летопись человечества.» В. Гюго.

А. Ф. Кусакин Главный архитектор г. Дзержинска 1940 — 1958г.г..

В.В. Воронков Главный архитектор г. Дзержинска 1958-1966гг.

Первым и одним из главных поручений от руководства города молодому архитектору было завершение строительства ДКХ. При первом же осмотре объекта Воронков обнаружил много недочетов. В основном они были связаны с неумением строителей создавать сложные архитектурные формы, так как главным образом в городе в то время шло строительство химических предприятий.

 

В 1952 г. Григорий Опрышко стал Лауреатом Сталинской премии за мозаичную работу “Иосиф Сталин” в вестибюле московской станции метро “Арбатская”. Дворец Культуры получил отличного специалиста, осуществившего с группой профессионалов художественное оформление здания. Одна из работ -тематическая декоративно-монументальная роспись, отображающая представителей разных национальностей Советского Союза на сводчатом потолоке Колонного зала ДКХ.

Внутреннее убранство Дворца Культуры Химиков перекликается с оформлением московских станций метро.

Он возвышается на песчаном бархане и стоит словно на подиуме, как бы паря над городом, окруженный красивым сквером. К нему не просто подходишь, а торжественно восходишь по парадным ступеням широкой лестницы.

“Произведения архитектурного искусства неколебимо стоят на берегу исторического потока жизни. ” Х.Г. Гздамер

Дворец культуры химиков возведен царственно и величественно — как в старину строились кафедральные соборы.

 

В строительстве Дворца были использованы все каноны русской архитектурной классики. В то время в Советском Союзе это направление называлось стилем социалистического реализма.

Единый компактный объем здания с круглой башней-ротондой органично украшен многочисленными колоннами, пилястрами и декоративной лепниной. Дворец включает в себя 6 уровней: газоубежище, цокольный этаж, первый, второй, третий этажи и ротонда. Во Дворце расположены: театральный зал на 850 посадочных мест, лекционный зал на 250 посадочных мест. Интерьер дворца богато отделан мрамором, полы паркетные. Цоколь фасада здания облицован черным гранитом. Работы с мрамором и гранитом выполнили мастера, приглашенные из Армении.

“Архитектура — это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно”. Л. Г. Салливан.

6 ноября 1958 года в стенах ДКХ состоялось первое торжественное заседание, посвященное 41-й годовщине Великого Октября. 10 декабря 1958 года здесь прошла XXIX городская партконференция. А 26 декабря 1958 года был под-писан акт приема в эксплуатацию. 1 января 1959 года Дворец был официально открыт. В течение нескольких месяцев велась работа по подбору персонала, благоустройству и оснащению залов и кабинетов.

19 апреля Дворец Культуры Химиков распахнул двери для горожан, эта дата и считается его Днем рождения.

В 1997 году постановлением Законодательного собрания Нижегородской области №204 ДКХ был признан памятником архитектуры и культурного наследия.

Вестибюль ДКХ.

Синтез искусства и архитектуры завораживает и впечатляет посетителей, вызывает у них яркие эмоции и сильные чувства.

“Архитектура- это поэзия, которую видят, а поэзия — архитектура, которую слышат”. Леонардо да Винчи

Декоративная роспись растительной тематики с включением орнамента парадно-представительского характера украшает потолок вестибюля. Торшер с бронзовым основанием из белого мраморного массива с инкрустацией из красного мрамора -неотъемлемая часть интерьера.

Колонный зал ДКХ.

В архитектуре Дворца ярко проступают такие качества, как жизнеутверждающее начало оптимизм образов, нарядность и праздничность форм.

“Архитектура, как музыка в камне, звучит в веках”. А.Г. Мордвинов

Декоративная мозаика с элементами советской символики, украшающая сводчатый потолок колонного зала, отображает народное творчество представителей отдельных республик СССР.

 

Над люстрой выполнена декоративная мозаика, изображающая солнце, которое щедро дарит тепло и свет всем народам нашей многонациональной страны.

“Архитектура — выразительница нравов”. О. Бальзак

Органично вписываются в интерьер колонного зала роскошные хрустальные люстры, четырехрожковые торшеры на высоких пьедесталах, с основанием из темно-зеленого мрамора, отделанные бронзовой инкрустацией .

Театральный зал ДКХ.

Неотъемлемой частью интерьера театрального зала является сцена, украшенная темно-красным, переходящим в насыщенные коричневые тона занавесом, с декоративным, сдержанным, спокойным рисунком.

“Архитектура — тоже летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни и предания”. Н.В. Гэголь

К миру прекрасного приобщает зрителей декоративная роспись потолка театрального зала.

 

Гордость Дворца — самая большая люстра в городе Дзержинске, состоящая из ста плафонов-лампочек.

“Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка”. Ф Шеллинг.

Представительный вид, парадность и торжественность театрального зала придает художественно-декоративное панно над сценой с включением смальты, с изображением символики советского периода и надписью, оформленной декоративно-растительной вязью.

Роспись плафона и портала сцены выполнена по эскизу московского художника Серафима Александровича Павловского, который является автором таких монументальных работ, как башни Карамышевского шлюза на канале Москва-Волга, фойе второго этажа Театра Красной Армии, мозаика на станции метро “Добрынинская”, оформление станции метро “Ботанический сад”.

Лестничный марш ДКХ.

Ежедневно сотни дзержинцев спешат в ДКХ на занятия в творческие коллективы, вечера отдыха, спектакли, праздничные мероприятия и шоу-программы.

“Архитектура — это упорядочение света”. А. Гзуди.

Художник К. Аксенов, (холст, масло 340*220) 1958 г.

Художник г. Казаков, (холст, масло 340*220) 1958 г.

Парадно-представительский характер интерьеру лестничного марша придает декоративно-монументальная роспись потолка, отображающая гирлянды из золотых колосьев, переплетенных праздничными красными лентами.

Фойе лекционного зала ДКХ.

Праздничную неповторимую атмосферу в фойе лекционного зала создает уникальная сквозная декоративная решетка с орнаментом классического стиля для естественного освещения контражур.

“Архитектура — это искусство, сквозь которое можно пройти”. Д.Райс.

Художник М.А. Маторин, (холст, масло 150*120) 1956 г. Копия с картины В.Е. Маковского “Кремль”.

Художник М. Архипов, (холст, масло 150*120) 1958 г. «Приезд М.И. Калинина на Чернореченский з-д».

Монументальная тематическая роспись стен, отображающая трудовые свершения народа, достижения науки и техники советского периода, декорирована геометрическим рисунком и мозаикой растительной тематики. На первом фрагменте узнаваемы архитектурные символы Дзержинска — ДКХ и Дом со шпилем.

Леционный зал ДКХ.

Камерная обстановка лекционного зала на 250 посадочных мест обеспечивает комфортные условия для проведения творческих встреч, лекций, концертных программ.

«Архитектура — онемевшая музыка». И. В. Гэте.

Впечатляет зрителей монументальный гобелен с ассоциативно-тематическим характером рисунка на стенах лекционного зала.

 

Время строительства ДКХ совпало с активным освоением советским народом космоса, что не могло не найти отражения в оформлении этого знакового для нашего города здания.

Сводчатый потолок лекционного зала украшен сквозной декоративной решеткой по радиально-кольцевому каркасу с изображением космической тематики.

“Архитектура основывается на трех началах: прочность, польза и красота”. М. Поллион

Вызывают интерес и впечатляют своей неповторимостью монументальная роспись потолка, отображающая космическую тематику, и композитные капители с декоративными вентиляционными решетками.

Ротонда ДКХ.

Яркой, отличительной особенностью здания Дворца является башня-ротонда /от итальянского слова “круглая”/, круглое остекленное помещение, увенчанное шпилем. В любое время года, в будни и праздники на шпиле Дворца развивается самый большой государственный флаг в Нижегородской области. Белоснежные колонны, высокая лестница, лепка капителей и карнизов, балясины, живопись, мозаика создают образ Дворца Культуры Химиков со всей его значимостью и масштабностью.

“Архитектура служит выражением миросозерцания создавшей ее эпохи”. А.В. Луначарский.

Сводчатый потолок ротонды украшен декоративной росписью на тему различных видов искусств и народного творчества, которое по-настоящему принадлежало народу.

Свадебная гостиная ДКХ.

Величественный образ Дворца культуры воспринимается как “Гимн труду” и передает настроение оптимизма и радости, характерное для послевоенной архитектуры. Это отражено в оформлении свадебной гостиной, которая так полюбилась не только молодоженам, а также всем дзержинцам и гостям города.

«Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная». Г. Честертон.

Воспевает силу духа русского народа и напоминает о значимости исторических событий, происходящих в России, тематическая роспись потолка на тему Отечественной войны 1812 года.

Малый колонный зал ДКХ.

Прекрасный архитектурный ансамбль малого колонного зала, расположенного на цокольном этаже создают радиально-ребристая монолитная плита перекрытия, вазоны, балясины, мозаичный пол, настенные росписи.

“Архитектура заключается в том, чтобы превратить дешевый камень в камень из чистого золота”. А. Аалто.

Особенность расположения зала, разделение его на несколько зон дают возможность проведения разнохарактерных мероприятий: от тихих задушевных вечеров отдыха до фееричных шоу-программ и танцевальных марафонов.

 

Ощущение радости и приподнятого настроения создает радиально-ребристая монолитная плита перекрытия, оформленная декоративной растительной росписью.

Настенное декоративное панно растительного орнамента не оставляет равнодушными посетителей этого зала.

Банкетный зал ДКХ.

Светлый, просторный банкетный зал в праздники готов радушно принять гостей, а в будни предоставляется для хореографических занятий.

“Архитектура — это искусство в науке.” Э. Л. Буле.

Дзержинцы получили прекрасный подарок. Старожилы помнят сколько радости было в городе, когда начал работать Дворец, как потянулись люди к этому центральному очагу культуры. Газеты того времени писали: “Щедрым подарком партии и правительства для дзержинцев стало прекраснейшее здание ДКХ.” Архитектурная жемчужина Дзержинска поражала жителей города в конце пятидесятых, и сегодня горожане продолжают с любовью, гордостью и восхищением смотреть на это удивительное произведение архитектуры.